Обязательные виды учёта (бухгалтерский и налоговый)

Обязательные виды учёта (бухгалтерский и налоговый)

Мы уже говорили в предыдущем посте о бухгалтерском учёте и выяснили, что он является обязательным для всех организаций. Индивидуальные предприниматели составляют счастливое исключение.

Но есть ещё один обязательный вид учёта, и он обязателен уже для всех налогоплательщиков. Не только организации и ИП, но и физические лица при определенных обстоятельствах обязаны сдавать в налоговую декларации (3-НДФЛ).

Как правило, если речь идёт о налогах, все тут же говорят о бухучете.

На самом деле, для расчета налогов есть налоговый учёт, и он тоже является обязательным, значит, является нашей обязанностью, установленной законодательно.

Важно: налоговый учёт обязателен для всех налогоплательщиков и даже для тех, кто освобождён от уплаты и имеет льготы ( такие тоже бывают).

Чтобы понимать в чем разница между бухгалтерским и налоговым учётом, нужно знать, какими нормативными документами они регулируются.

  • Итак, бухгалтерский учёт — это Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», План счетов бухгалтерского учёта и Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ).
  • Налоговый учёт регулируется положениями Налогового кодекса РФ.

Несмотря на то, что и организации и законодатели стремятся максимально сблизить эти виды учёта, то есть методы оценки и способы учёта сделать идентичными, различия между ними всё-таки есть. И достаточно существенные, поэтому для регулирования этой разницы есть отдельное  ПБУ (положение по бухгалтерскому учёту) 18/02, которое называется «Учёт расчетов по налогу на прибыль».

Кроме этого, первичные документы у нас, в основном,  обязательны к применению в унифицированных формах, которые утверждаются Росстатом либо профильными ведомствами, то есть и это регламентировано. Некоторые документы могут быть оформлены в произвольной форме,  например, актов об оказании услуг, но и в этом случае, разработанную организацией форму нужно утвердить и указать в учётной политике.

Об учётной политике поговорим в следующих публикациях, потому что это достаточно серьезный документ, который, в сущности определяет выбранные организацией методы учёта и оценки объектов учёта, а также формы и способы ведения бухгалтерского и налогового учёта в организации.

Кстати, небольшая задачка: есть первичный документ, достаточно распространенный, который является документом исключительно налогового учёта по конкретному налогу.
Кто знает, пишите в комментариях ответ.

Итак, резюмируем:

  • Бухгалтерский учёт — это последовательное хронологическое отражение всех операций финансово-хозяйственной деятельности на основе первичных документов, регулируется ФЗ «О бухгалтерском учёте», ПБУ и Планом счетов;
  • Налоговый учёт — система обобщения информации с целью формирования налоговой базы по каждому налогу в соответствии с налоговым законодательством на основе первичных документов, регулируется Налоговым кодексом.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть вариативность методов и форм. И у организации есть право выбрать один из вариантов, исходя из своей специфики деятельности с целью оптимизации учёта,  расчета и оплаты налогов.

Добавить комментарий